Встреча 2. Психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями

Психолого-педагогические особенности детей
с речевыми нарушениями

План.
1. Понятия ОНР, ФФН
2. Характеристика детей с ФФН
3. Характеристика детей с ОНР
4. Пути помощи. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики. Рекомендации.
5. Практическая часть.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте

ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие. Это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, лёгкими формами дизартрии

ПАРАФАЗИЯ — замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое нарушение, при котором отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики (звуковая сторона), лексика и грамматика (смысловая сторона)

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ  (ДЕТИ ФФН)
Внимание
Быстрая истощаемость процессов внимания
Пониженный уровень переключаемости
Понижение кривой работоспособности к концу выполнения задания
На начальных этапах работы показатели продуктивности и врабатываемости сопоставимы с возрастной нормой
Объем внимания снижен
Произвольное внимание сформировано слабо (ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию
переключиться на другой)
Память
Объем слухоречевого запоминания сужен
Объем зрительной памяти может быть в норме
Ошибки при воспроизведении не замечают
Восприятие
Слуховое восприятие снижено
Слабость пространственных представлений
Затруднена дифференциация понятий «справа» «слева»
Недостаточность целостного восприятия образа предмета (затруднения идентификации наложенных изображений, зашумленных картинок)
Зрительное узнавание реальных объектов и их изображений находится в норме
Мышление
При дислалии практически не отличается от нормативных показателей
При стёртой форме дизартрии его особенности обусловлены снижением функции внимания и памяти. В более тяжёлых случаях отмечаются замедленное протекание интеллектуальных процессов, снижение уровня обобщения
При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных операций, трудности в установлении причинно-следственных связей: дети не могут самостоятельно разложить серию картинок в определённой последовательности, установить причинно-следственные связи между ними.
Эмоционально-волевая сфера
Может проявляться повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность и агрессивность (конфликтность), неустойчивое настроение
При дизартрии: нередко выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы, вызванные повышенной эмоциональной возбудимостью и истощаемостью нервной системы
Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЕТИ ОНР)

Для детей с ОНР характерны:
 внимание: неустойчивое, снижение объема, ограниченные возможности его распределения, низкий уровень произвольного внимания, трудности в планировании действий с трудом сосредотачиваются на анализе условий.
 нарушение восприятия,
 низкий уровень развития воображения,
 снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, слабость пространственных представлений
 отставание в развитии словесно-логического мышления, нарушения самоорганизации, недостаточный объем сведений об окружающем, с трудом овладевают синтезом, анализом, сравнением.
 нарушение мелкой моторики общей, мимической, артикуляционной моторики
 низкая познавательная активность,
 речь: бедность и недиференцированность словарного запаса,
 трудности в общении, незаинтересованность в контакте.
 недостаточная регуляция произвольной деятельности,
 эмоционально-волевая незрелость: пассивность зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, низкая работоспособность

Внимание
Объем малодостаточен / в процессе деятельности снижается / сужение объема активного внимания
Истощаемое (неустойчивое)
Темп деятельности имеет тенденцию к снижению в процессе работы
Зависимость качества произвольного внимания от модальности раздражителя (зрительной или слуховой):
труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции,
чем в условиях зрительной.
Снижено переключение и распределение внимания
Память
Объем слухоречевого запоминания сужен
Объем зрительной памяти может быть в норме.
Ошибки при воспроизведении не замечают.
Отсроченное воспроизведение, продуктивность запоминания снижены
Часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описаниипредметов, картинок.
Восприятие
Слуховое восприятие снижено
Нарушение восприятия формы
Слабость пространственных представлений
Затруднена дифференциация понятий «справа» «слева»
Недостаточность целостного восприятия образа предмета (затруднения идентификации наложенных изображений, зашумленных картинок)
Зрительное узнавание реальных объектов и их изображений находится в норме
Мышление
Трудности в установлении причинно-следственных связей / затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений)
Задания наглядно-действенного и наглядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показателями
Затруднения при классификации предметов, обобщении, сравнении.
Суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Отстают в развитии наглядно-образного мышления
Темп мыслительных процессов замедлен
Словесно-логическое мышление — ниже возрастной нормы

Эмоционально-волевая сфера
Трудности самоорганизации
Незрелость ЭВС
Слабая регуляция произвольной деятельности
Может быть неуверенность в себе, тревожность
Притязания на успех невысокие
Контакты со сверстниками, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам)
Инициативы в общении не проявляют
В игре чаще берет на себя пассивную роль
На фоне утомления может проявляться эмоциональная неустойчивость
В общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными

Парциальная несформированность
Парциальная недостаточность регуляторного компонента деятельности
 Импульсивность
 Трудности удержания и усвоения алгоритма деятельности
 Трудности программирования и контроля деятельности

Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности
 Дефицитарность речевых и языковых структур
 Трудности понимания и актуализации причинно-следственных отношений
 Затруднено понимание сложных речевых конструкций
 Несформированность пространственных и квазипространственных представлений
 Темп деятельности на фоне утомления снижается

Смешанный вариант парциальной недостаточности
Недостаточность как регуляторного, так и когнитивного компонентов деятельности
Характеристика познавательной сферы детей с ОНР
 Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и произношении близкие звуки.
 Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
 Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления
 Неумение вовремя вовлечься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Пути помощи
Развитие мышления
1. создавать практические ситуации и фиксировать в речи ребенка его действия;
2. наблюдать за действиями других людей (детей, взрослых), а затем обсуждать последовательность их действий;
3. припоминать, как вы действовали в похожей ситуации;
4. наблюдать за явлениями природы, обсуждая с ребенком происходящие изменения, устанавливая связи;
5. беседовать с ребенком обо всем, что интересно ему и вам;
6. играть с ребенком в сюжетно-ролевые или другие игры, комментируя при этом свои действия и побуждая ребенка комментировать свои;
7. находить в книге картинки, соответствующие прочитанному тексту;
8. составлять рассказы по серии сюжетных картинок;
9. сравнивать, анализировать, обобщать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;
10. учить рассуждать, делать умозаключения;
11. искать несоответствие в картинках-нелепицах;
12. отгадывать вместе с ребенком загадки

Развитие памяти, внимания
1. тренировать паять и внимание в играх: «чего не стало?» (3-5 предметов), «что изменилось?», «Опиши предмет под платком», «Найди отличия», «Где чей домик?, «что лежит на столе?», «что на мне надето?»
2. пересказывать небольшие тексты;
3. смотреть семейные альбомы с фотографиями, вспоминать события, запечатленные на них;
4. прятать вместе с ребенком игрушки, через какое-то время предложить ребенку их найти;
5. давать ребенку многоуровневые инструкции (начинать с 2-х уровней. постепенно усложнять);
6. учить небольшие стихи, обсуждая сюжет стихотворения, рисуя к нему иллюстрации;
7. воспитывать в ребенке внимательность, как свойство личности: быть внимательным на улице, в магазине, поликлинике и т.д., обращать внимание на интересное и необычное вокруг нас.

Развитие восприятия
1. срисовывать несложные картинки;
2. собирать пазлы, разрезные картинки, картинки на кубиках, конструкторы т.п.
3. играть в игру «что в мешочке?»;
4. описывать свойство предметов;
5. искать сходства и различия между двумя предметами;
6. искать предметы на зашумленных картинках;
7. давать команды на формирование представлений о частях тела, тренировку координации движений (дотронься левой рукой до шеи, согни правую ногу в колене, коснись левой рукой правого уха и т.п.)
8. учить ребенка устанавливать временные связи
Развитие мелкой моторики руки
1. массаж (общий, кистей рук, массажными мячиками, су-джок)
2. пальчиковые игры и упражнения, теневой театр;
3. бассейн,
4. полоса препятствий;
5. подвижные игры
Развитие эмоционально-волевой сферы
1. спокойная доброжелательная обстановка в семье;
2. выполнение всех рекомендаций невролога;
3. соблюдение режима дня;
4. дозирование новых впечатлений, просмотра мультфильмов, компьютерных игр;
5. закрепление конкретных домашних дел за ребенком, контроль за их выполнением;
6. похвала даже за незначительные достижения;
7. помощь и поддержка в преодолении трудностей, принятии неудач, установлении новых контактов и знакомств;
8. принцип 8 объятий;
9. совместные семейные прогулки, мероприятия;
10. семейные традиции (совместный ужин, игры всей семьей);
11. успокаивающий поглаживающий массаж перед сном;
положительный настрой на новый день.

Один ответ на “Встреча 2. Психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями

  1. RobertVunty говорит:

    Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *