Занятие-тренинг «Давайте начнем с себя»

Для создания уютной обстановки в подсвечнике горит свеча. Родители сидят за столами полукругом.

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. ст. 32 РФ гласит. Родители являются первыми воспитателями для своего ребенка.

Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

Задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей.

Во время обучения ребенка в ДОУ мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (рисую на доске). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – детском саду

Участие родителей в  жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для педагогов, и для самих родителей. 

Ход занятия

            Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать   животное, с которым он ассоциирует своего ребенка.

— Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать. 

Притча

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

— Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

— С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

— Нет он… И этот не он… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

— Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

— А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

— Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

— Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! Так люди увидели ребёнка – свою надежду. 

Беседа с родителями

— Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

— Ведь именно ему жить в будущем.

— Душа ребенка – это полная чаша.

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко, назовите качества, которым вы хотите наделить вашего ребенка? Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

Назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка. (На одной половинке сердечка родители пишут качества)

— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок.

(Пишем на второй половинке сердечка)

— Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

— Давайте, сравним. Есть разница?

— Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!” 

Упражнение «Идеальный родитель».

Участникам предлагается высказать, как они представляют «идеального родителя» Важно записать те качества, которые приписывают «идеальному родителю». Затем предлагается рисунок на большом листе бумаги, где изображены расходящиеся круги от центра. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными ранее качествами. Каждому участнику надо определить, где он находится и насколько он удален от центра, пометить фломастером.

 

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

— Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Давайте подведем итог нашей встречи.

— Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?  Ребенок.

— Каким должен быть этот Путник?  Благородным Человеком.

— Кто же воспитывает его?  Мы, Взрослые.

— Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать … — Себя! 

Миф об орле (обсуждение, выводы)

Высоко в горах жил орел. Он был сильный, красивый, гордый. Орел жил в большом гнезде с прекрасной орлицею и было у него три сына, три прекрасных птенца. Он защищал их от снега и ветра, от дождя и солнца. Всегда приносил им свежее мясо и чистую воду. И вот в один прекрасный день орел понял, что его дети выросли. Тогда он взял в когти старшего сына – любимца своей матери, взлетел с ним над пропастью и сказал: «О, мой старший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?». «Не отпускай меня, я буду приносить тебе еду» – сказал старший сын. И орел разжал когти. Тогда он вернулся в гнездо, взял второго сына, своего любимца, и взлетел с ним над пропастью. И спросил: «О, мой средний сын, самый любимый, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?». «Я буду приносить тебе воду и мясо и сделаю, что ты захочешь» – ответил средний сын. И орел разжал когти. Затем он вернулся в гнездо и взял последнего третьего сына и взлетел с ним над пропастью. И тоже задал вопрос: «О, мой младший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?». «У меня будет самое большое гнездо, прекрасная орлица, маленькие орлята и что бы ты ни сделал сейчас, в этом гнезде всегда будет место для тебя, мой отец».

Обсуждение, выводы. 

Литература:

  1. Ш.А. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
  2. Издательский дом Шалвы Амонашвили
  3. Лаборатория гуманной педагогики МГПУ Москва 2006