Программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 40

«Детский сад комбинированного вида»

Утверждаю

____________2017 г.

Заведующая _____________/ С.А. Березикова/

 

 

Программа занятий

родительского клуба

«Растем вместе»

Автор-составитель

педагог-психолог

Дырина С.В.

Кемерово, 2017

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………….. 3

Учебно-тематический план …………………………………………………. 6

Содержание программы ……………………………………………………. 7

Список литературы для педагогов …………………………………………. 9

Список литературы для родителей ………………………………………… 10

Приложение ………………………………………………………………….. 11

Пояснительная записка

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что дошкольное учреждение – это  внесемейный социальный институт,  воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогического коллектива ДОУ зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания детей.  Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья  имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка. Поэтому  важно, чтобы основной составной частью работы  дошкольных учреждений была пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Основной составляющей психолого-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности учреждения ДОУ и родителей. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по разным вопросам.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности. Не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия психологов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

— повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

— формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Поэтому на базе МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» был создан родительский клуб «Растем вместе» и  разработана программа по осознанию родительства и формированию навыков эффективного взаимодействия с детьми.

Программа рассчитана на родителей, детей, посещающих детский сад  от  3 до 7 лет.

Цель программы – помощь в развитии внутрисемейных взаимоотношений, формирование культуры родительско-детских взаимоотношений.

Задачи:

  1. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей в вопросах взаимодействия с детьми.
  2. Отработать навыки эффективного взаимодействия родителей с детьми.
  3. Заинтересовать родителей  новыми формами взаимодействия

Продолжительность и периодичность занятий: встречи с родителями проходят один раз в месяц продолжительностью 1 час.

До организации клуба было проведено анкетирование родителей всех групп  (Приложение 1), где выявлялись особенности организации клуба и основные проблемы взаимоотношений детей и  родителей.  С учетом анкетирования  и пожеланий родителей была разработана программа для родителей.

Основной формой реализации программы являются встречи с использованием ИКТ технологий и элементами тренинга. На каждом занятии родителям предоставляется  теоретический материал и практические задания. На беседах используются флештехнологии, притчи, истории, прорабатываются реальные жизненные ситуации. Часто у родителей всплывают и  отрабатываются свои нерешенные проблемы.

Принимая участие на встречах, родители смогут лучше понимать своего ребенка, познакомятся с эффективными способами взаимодействия с детьми.

Методы и приемы работы

  • Практические упражнения
  • Практические задания
  • Притчи, истории, жизненные ситуации
  • Ролевые игры
  • Проективные методы
  • Рефлексия
  • Диагностические тесты
  • Стихи
  • Отрывки из мультфильмов
  • Видеопрезентации
  • Музыкотерапия

Новый тип взаимодействия ДОУ и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями,   активное вовлечения родителей в жизнь дошкольного учреждения, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Структура

  1. Разминка
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
  • Осознания родительства.
  • Изменения во взаимодействии родителей с детьми.
  • Улучшения поведения ребенка в детском коллективе.

Эффективность программы

Эффективность программы выявляется при помощи анкеты для родителей (Приложение 11) 

Учебно-тематический план 

Тема Кол-во часов
теория практика
1 Современная семья. Проблемы перспективы 30 мин 30 мин
2 Азы воспитания 30 мин 30 мин
3 Роль матери в воспитании ребенка 30 мин 30 мин
4 Непослушный ребенок. Поощрение и наказание 30 мин 30 мин
5 Роль отца в процессе воспитания 30 мин 30 мин
6 Общаться с ребенком. Как? 30 мин 30 мин
7 Семейные отношения 30 мин 30 мин
8 Формирование характера ребенка в семье 30 мин 30 мин
  Индивидуальные консультации 10
Всего     18

Содержание программы  

  1. Современная семья проблемы, перспективы.

Знакомство участников клуба друг с другом.

Понятие семья.

Притча «Родительская любовь».

Значение института семьи.

Практика «Социометрия семьи».

Что получило общество разрушив институт семьи?

Причины утраты семейных ценностей (внутренние и внешние).

Притча «О воспитании».

Что делать? Воспитание в сотрудничестве.

Практические задания: Чему я хочу научить своего ребёнка?

Какие качества характера приоритетны?

Каким образом этого можно достичь? Обсуждение

  1. Азы воспитания.

Понятие «воспитание».

Тест «Какой вы родитель?»

Стили  семейного воспитания.

Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Лапуся»

Неэффективные типы воспитания детей в семье.

Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»

Просмотр мультфильма из серии Смешарики «С Новым Хрумом!»

Основные элементы семейного воспитания.

  1. Роль матери в воспитании ребенка

Что такое безусловная любовь.

Просмотр видео. Притча «О матери». Ангел-хранитель

Роль матери в жизни сына.

Роль матери в жизни дочери

Гармония отношений в семье.

Практическое задание:

Качества, которыми должна обладать мать.

  1. Непослушный ребенок. Поощрение и наказание.

Понятие послушание.

Причины детского непослушания.

Видеопоказ притчи «О воспитании»

Наказания.

Ролевые игры.

Поощрение.

Практическое упражнение «Основные семейные правила»

Рекомендации по воспитанию послушного ребенка. 

  1. Роль отца в семье

Что значит быть хорошим отцом.

Роль отца в воспитании мальчика.

Притча про отца

Роль отца в воспитании девочки.

Мифы о неполной семье.

Практическая работа

Качества, которыми должен обладать отец.

  1. Общаться с ребенком. Как?

Общение – сложный процесс.

Безусловное принятие.

Помощь родителей.

Трудности и конфликты взаимодействия.

Конструктивные и  неконструктивные способы разрешения

конфликтов.

Активное слушание и его результаты.

Типы общения с детьми.

Основные  причины нарушения поведения детей.

Основные принципы общения с ребёнком.

Выводы и рекомендации.

Практическая работа. 

  1. Семейные отношения.

Многодетная семья, особенности взаимодействия.

Особенности воспитания старшего, среднего и младшего ребенка.

Влияние старшего поколения на развитие детей.

Истории из жизни.

Практическая работа.

  1. Формирование характера ребенка в семье.

Общечеловеческие  ценности.

Формирование духовно-нравственных качеств у ребенка.

Притча.

Рефлексия. 

Список литературы 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проспект. – 2001.
  2. Арнаутова Е.Н. педагог и семья. [Текст] / Е.Н. Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз». – 2002.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Из-во «Ось-89».- 1999
  4. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания [Текст] / Кэтрин Квос.- М.: ИГ «Весь». – 2008.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] /И.Ю. Кулагина , В.Н. Колюцкий. – М.: «Сфера». – 2001.
  6. Крэри Э. Не разбрасывай носки или что еще должен уметь ребенок: Советы родителям [Текст] / Элизабет  Крэри.- М.: Айрис-пресс. – 1999.
  7. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие).. [Текст] /И.М. Марковская. – СПб.: Институт тренинга. — 1997
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. [Текст] / В. Оклендер.- М.: Из-во Независимая фирма «Класс». — 2005
  9. Фабер А. Как говорить чтобы дети слушали и как слушать чтобы дети говорили. [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш.- М.: Эскимо. – 2010.
  10. Хелленгер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. [Текст] /  Б. Хелленгер -. – М.: Из-во Института Психотерапии.- 2003  

Список литературы  

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Сфера. – 2003.-240с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Астрель. – 2008.-256с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры.. Как быть? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Астрель. – 2012.-256с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: как быть ребенком [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Астрель. – 2014.- 384с.
  5. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания [Текст] / Кэтрин Квос.-М.: ИГ «Весь». – 2006.- 288с
  6. Крэри Э. Не разбрасывай носки или что еще должен уметь ребенок: Советы родителям [Текст] / Элизабет  Крэри.- М.: Айрис-пресс. – 1999.- 208с.
  7. Фабер А. Как говорить чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш.-М.: Эскимо. – 2010.- 336с.
  8. Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились. [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш.-М.: Эскимо. – 2012.- 288с.
  9. Фабер А.Свободные родители свободные дети. [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш.- М.: Эскимо. – 2012.- 320с. 

Приложение 

Приложение 1 

Анкета

Уважаемые, родители!

На базе  МБДОУ  № 40 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово планируется открытие родительского клуба. Просим  Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, есть ли необходимость в создании родительского клуба ?

__________________________________________________________________

  1. С какой периодичностью вы готовы встречаться со специалистами?

__________________________________________________________________

  1. В какой день недели вам будет наиболее удобно приходить для встречи родительского клуба

__________________________________________________________________

  1. Нуждается ли ваш ребенок в коррекционно-развивающих занятиях с психологом?
  2. Как вы думаете какое количество индивидуальных занятий с психологом в неделю необходимо вашему ребенку

__________________________________________________________________

  1. Напишите волнующие Вас темы и вопросы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за помощь. 

Приложение 2 

Практика

Социометрия семьи

Задание: Нарисуйте всех членов семьи в виде кружков и подпишите их

  • Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность).
  • Состав: кто включен в состав семьи.
  • Расстояние между кружками – степень эмоциональной близости.
  • Как нарисованы круги – если есть зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу.
  • Кто первым нарисован, тот значим.
  • Уровень смещения:

вверх – неудовлетворенность статусом

вниз – недостаточная ценность

в центр – норма

в левая часть – негативное отношения 

Приложение 3

Притча

Родительская любовь

Единственный сын был у родителей. Юношей уехал он в столицу учиться. Один раз сын написал родителям, что выучился и получил хорошую должность. Больше старики не получали от него весточек. День за днём смотрели они на небо, на запад, туда, где находилась столица.

— Смотри, старик, сегодня закат чистый. Хорошо идут дела у нашего сына, — говорила старуха в ясный день.

— Сколько чёрных туч собралось! Губят беды нашего сына, — горевала старуха в ненастный день.

— Ничего, он сильный, справится со всем, — утешал старик старуху.

Сын приехал, когда старики уже умерли. Соседи рассказали ему, как родители смотрели на небо, думая о нём.

— Не понимаю, зачем они смотрели на небо?! Они же знали, что у меня все хорошо, — удивился сын, а кто-то сказал:

— Чтобы понять любовь родителей, нужно самому воспитать ребёнка.

— У меня растёт ребёнок, но я не занимаюсь такими глупостями, — ответил сын.

Прошло много лет. Возле высокого дерева во дворе сидел старик.

— Хорошо, что я когда-то посадил тебя вместе с сыном, — говорил старик и гладил дерево по шершавой коре. — Уехал мой сынок в другую страну и только одно письмо мне написал. Вчера я перепугался, когда увидел твою сломанную ветку. Подумал, беда у сына случилась. Но сегодня, слава Богу, твои листья зеленеют, значит, у сына всё в порядке. 

Притча  «О воспитании ребенка»

Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

— Сколько ему лет? — спросил мудрец.

— Пять.

— Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала 

Приложение 4

Практические задания 

Ответьте письменно на вопросы:

  • Чему я хочу научить своего ребёнка?
  • Какие качества характера приоритетны?
  • Каким образом этого можно достичь?

Обсуждение

Практическое упражнение 

Напишите письменно

Качества, которыми должна обладать мать.

Обсуждение.

Практическое упражнение 

Напишите письменно

Качества, которыми должен обладать отец.

Обсуждение.

Приложение 5

Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б.Преимущественно воспитанием.

В.Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

 

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

В. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

В. Расстроюсь.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения..

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Стараюсь.

Б. Безусловно.

В.Надеюсь.

Г. Не знаю.

Подсчет результатов

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами — А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А — такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

В — либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г — индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Какой вы родитель?

 

  1. Сколько раз тебе повторять?………….2
  2. Посоветуй мне, пожалуйста………….0
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала…1
  4. И в кого ты такой уродился?……………2
  5. Какие у тебя хорошие друзья!………….1
  6. Ну на кого ты похож?……………………….2
  7. Я в твое время………………………..2
  8. Ты моя опора и помощник…………..1
  9. Ну что у тебя за друзья?……………2
  10. О чем ты только думаешь?…………..2
  11. Какая ты у меня умница!………………1
  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?…..0
  13. У всех дети как дети, а ты…………..2

14 Какой ты у меня сообразительный!……1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Заповеди Януша Корчака для родителей

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и пожнёшь.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  7. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока ещё с тобой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Практическое задание

 

Напишите письменно

Основные семейные правила.

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Анкета  оценки  встречи родительского клуба «Растем вместе»

 

  Вопросы Оценка от 0 до 10
1 Насколько вы чувствовали себя включенным в работу?
2 Насколько сегодняшняя встреча способствовала обсуждению вашей проблемы?
3 Затронула ли сегодняшняя встреча ваши чувства?
4 Насколько встреча была полезной и продуктивной?
5 Насколько вы желаете прийти на следующую встречу?

 

Какая информация помогла вам сегодня лучше понять проблему?

 

Нашли ли вы решения проблемы в сегодняшней встрече? Какие?

 

Нуждаетесь ли вы в поддержке других родителей, дети которых имеют схожие проблемы как у вашего ребенка?

 

Ваши предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Притча о папе

 

 Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сынок.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твое дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап  — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.

— Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

 

 

Приложение 11

Анкета  оценки  работы

родительского клуба «Растем вместе»

 

Уважаемые, родители!

Просим  Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Принимали ли вы участие в работе родительского клуба? Если нет, укажите причину.

_________________________________________________________

 

  1. Понравилась ли вам форма работы родительского клуба? Объясните.

_________________________________________________________

 

  1. Чувствовали себя включенным в работу родительского клуба?

_________________________________________________________

 

  1. Способствовали ли темы встреч обсуждению вашей проблемы?

_________________________________________________________

 

  1. Была работа родительского клуба «Растем вместе» полезной и продуктивной?

_________________________________________________________

 

Ваши предложения

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

Спасибо за участие.