Прочитайте фразы ребёнка, по которым можно определить, что у него заниженная самооценка и он не уверен в себе:
— У меня все равно ничего не получится…
— Это бесполезно… Даже пробовать не буду…
— А вдруг я ошибусь? Другим виднее…
— Пусть другие решают. Какая разница, что я думаю…
— Я хуже, чем другие…
— Я не красивая / не умный / не интересная…
— Я уродина / я дурачок / я тупой.
Вот ещё как можно проверить, что ребенку не хватает уверенности в себе:
— Не умеет проигрывать, и при этом «психует».
— Быстро бросает начатое, если что-то не получается или нужно приложить усилия.
— Боится или не хочет пробовать новое.
— Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
— Стесняется при общении со взрослыми или детьми.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме. Вначале желательно включать в работу те игры, которые позволяют детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение. Мы включаем подвижные игры в ритуал приветствия (например, упражнение «Как здороваются олени»). Еще одно упражнение, которое можно отнести к ритуалам, — «Нить — настроение». Ритуалы благотворно влияют на самочувствие тревожных детей. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Ритуал начала занятия позволяет безболезненно включить детей в работу.